Описание Работы Вентиляторов Охлаждения

 
Описание Работы Вентиляторов Охлаждения
 
     
 
!!! Статья в разработке, материал не полный !!!
 
     
 
Система охлаждения состоит из двух вентиляторов, основного и кондиционерного, оба вентилятора имеют две скорости вращения. Схема работы вентиляторов показана на картинке ниже. Она отражает общие принципы работы системы.
 
     
 
 
 
Схема работы вентиляторов охлаждения
 
     
 

Принципиальная электрическая схема работы системы охлаждения показана на рисунке ниже. Два транзистора, расположенных в ECU автомобиля т.е. в мозге (на схеме ECM) отвечают за работу обеих вентиляторов, контроллируя их скорости вращения. При выключении зажигания вентиляторы также прекращают работу. Вентиляторы начинают работать на полной скорости в том случае, если включен кондиционер и термодатчик показывает температуру свыше 85° С, а также когда температура ОЖ превышает 95° С. Также компьютер может изменять скорость вращения вентиляторов в зависимости от режима движея автомобиля, спокойная езда, ускорения, торможения.

 
 
 
 
 
 
 
Принципиальная схема работы системы охлаждения
 
     
 

Итак от теории к практике, за работу вентиляторов отвечают 5 реле, которые расположены в подкапотном блоке предохранителей и реле. Они имеют следующие наименования:

1. RAD FAN (Low)
2. RAD FAN (Hi)
3. Cond FAN (Low)
4. Cond Fan (Hi)
5.

Схематично реле можно представить следующим образом:

A - +12 постоянный плюс от АКБ, заведенный на реле RAD FAN (HI/LO) через предохранитель 30А IgnMotor и COND FAN (Hi/LO) через 20A A/C Clim

B - +12 (рабочий) при котором включается вентилятор (подсоединен непосредственно к вентилятору)

C - GROUND , Земля, идущая от ECU.

D - +12 который в реле Х, Y , Z идет от Аксесуаров и зажигания и в реле X , Y , Z идет от зажигания. Т.е. для того чтобы работали вентиляторы, на этом контакте должно присутствовать питание.

 
A
 
     
 
B
 
     

C

 

D

Грубо говоря, когда включено зажигание, т.е на контактах группы "D" есть напряжение и мозг по условиям, описанным выше принимает решение включить вентилятор, то на контактах группы "C" появляется управляющая земля, срабатывает реле и с контактов группы "А" на контакты группы "B" подается напряжение - вентилятор запускается. Следовательно когда или пропадает сигнал от мозга на группе "C" или когда мы выключаем зажигание и пропадает сигнал на группе "D" вентиляторы выключаются.

Упрощенное, если замкнуть между собой контакты "A" и "B", то заработает вентилятор, в зависимости от того на каком реле вы это сделаете тот вентилятор и на той, скорости за которое отвечает реле и запустится. Если по какой либо причине, вы захотите принудительно включить тот или иной вентилятор, то лучше для этого использовать контакты группы "B" и "D" т.к. при выключении зажигания плюс на "D" пропадет вентилятор выключится и не посадит вам АКБ.

Со стороны вентилятора стоит четырех контактная фишка:

 

1
2
3
4

Контакты 1 и 2 - +12В, т.е. это контакты группы В, 1 - высокая скорость 2 - низкая
Контакты 3 и 4 - постоянная земля (Ground)

Контакты по цветам проводов:

Основной вентилятор

Белый с черной полосой - Положительный на низкую скорость
Черный - Отрицательный
Белый с синей полосой - Положительный на высокую скорость
Синий с зеленой полосой - Отрицательный

Вентилятор кондиционера
Синий - Положительный на низкую скорость
Синий с черной полосой - Отрицательный
BСиний с белой полосой - Положительный на высокую скорость
Черный - Отрицательный

Из этой таблицы видно какие контакты запитываются в режиме включения аксесуаров и зажигания, а какие находятся под напряжением постоянно.

Наименование
Контакт
Ign OFF
Acc
Ign ON
RAD FAN (HI)
A
+
   
 
B
 
   
 
C
 
   
 
D
 
   
RAD FAN (LO)
A
+
   
 
B
 
   
 
C
 
   
 
D
 
   
Cond FAN (HI)
A
+
   
 
B
 
   
 
C
 
   
 
D
 
   
Cond FAN (LO)
A
+
   
 
B
 
   
 
C
 
   
 
D
 
   
 
 

Изменение режима работы вентиляторов

 
     
 

Если вы хотите изменить схему включения вентялятора, например чтобы при повышении температуры до 85°С и не включеном кондиционере помимо основного вентилятора включался кондиционерный, необходимо провести следующую операцию.

 

Т.к. из схемы работы вентиляторов охлаждения видно, что при достижении температуры ОЖ 85°С включается основной вентилятор на высокую скорость, то берем сигнал с реле RAD FAN(HI) с контакта "С" и заводим его на контакт "C" реле COND FAN, LO или HI по желанию. При этом, чтобы ток протекал только в одном направлении и не вносил каких-либо изменений в работу системы необходимо соединить данные контакты через полупроводниковый диод. Катод на диоде обычно маркируется точкой или полоской, на приведенной ниже иллюстрации это серебристая полоска. Ток движется от анода в направлении к катоду, поэтому анод соединяем с RAD FAN (HI), а катод с COND FAN реле.

 
     
 
 
 
Полупроводниковый диод