Построение акустической системы в автомобиле

 
Построение Акустической Системы в Автомобиле
 
 

 

 

 

Возникновение Электромагнитных и Импульсных Помех

 

     
 

Целью данного раздела является пояснение теории возникновения электромагнитных и импульсных помех при прослушивании музыки в автомобиле. Практические рекомендации по методике локализации зашумленной электрической цепи и способы устранения помехи. Данный этап играет очень важную роль в построении акустической системы т.к. при планировании компонентов системы необходимо правильно просчитать количество и длины кабелей используемых в системе.

Соблюдая несколько элементарных правил, описаных ниже Вы возможно избавите себя от многих проблем, построив изначально грамотную схему АС Вам не придется ломать голову, над тем как это из хорошей и дорогой акустики с хорошим усилителем и головным устройством постоянно слышиться треск и завывания при работающем двигателе.

На первой иллюстрации, представлена идеализированная схема соединения магнитофона и усилителя с блоком питания вне автомобиля на лабораторном столе.

 
 

 

 
 
 
 
Рис .1
 
 

Не взаимосвязанные электрические цепи подверженные воздействиям электромагнитных и импульсны х помех

 
 

 

 
 

В данной ситуации есть только три контура электрических цепочек которые могут быть подвержены воздействию внешних электромагнитных и импульсных помех. Контур №1 и №3 - это питающие контура. №2 - сигнальный контур.

Рассмотрим их особенности:
1 и 3 между собой никаким образом не пересекаются и значит помехи блуждающие по любому из контуров не мешают друг-другу они легко локализуются и поддаются снижению воздействия до понятия "помехи не слышно" или нет в принципе. Первое условие для этого - наличие общей точки заземления.

2-й контур с малосигнальным уровнем звукового сигнала наиболее подвержен воздействиям внешних помех и поэтому требует тщательного подбора межблочных кабелей, прокладки трассы и определенных комбинаций по распайке тюльпанов. В данном случае показано соединение специальным балансным кабелем с заземлением внешней оплетки только с одной стороны у приемника сигнала - усилителя. Минус звукового сигнала идет по одной из центральных жилок витой пары кабеля и соединен на корпус тюльпана. Такое соединение не позволяет образоваться основному контуру между магнитофоном и усилителем, а только ограничивает его на оплетку, создавая определенный "защитный чулок" вокруг центральных сигнальных жилок. Очень важно применение межблочников с плотным экраном и дополнительным слоем из алюминиевой фольги.

Итак переходим в реальную обстановку, но для начала переставим аппаратуру в пустой кузов автомобиля без дополнительного электро оборудования. Рассмотрим обычную ситуацию, когда в качестве точки заземления, используется ближайшее место на кузове автомобиля и посмотрим, что изменилось.

 
 

 

 
 
 
 
Рис. 2
 
 
Соединение в автомобиле без другого электрооборудования. Минус питания потребителей соединен на ближайшую точку на кузове. Межблочный кабель соединен оплеткой через " тюльпан " на корпус потребителей.
 
 

 

 
 

Контура 1 и 3 перестали иметь общую точку заземления и заработали общий контур 4 в котором появилось сопротивление кузова между точками заземления усилителя и магнитофона. Этот участок конечно же состоит из ряда кузовных деталей соединенных точечной сваркой или болтовыми соединениями. А значит переходное сопротивление этого участка будет зависить от качества соединений которое в свое время изменяется в худшую сторону с возрастом автомобиля. Это приводит к одному - чем больше сопротивление на этом участке - тем хуже, и тем больше уровень помехи.

Аналогично с контуром 5. Те же признаки и проблемы.

В контуре 2 помимо традиционной ситуации, когда в качестве межблочника применяется простейший кабель с одним экраном (оплеткой) соединенным с обеих сторон на корпус тюльпана, добавляется контур, обьединяющий усилитель, кузов и магнитофон 4. Это самый помехоуязвимый контур и к нему мы еще вернемся отдельно. Для того чтобы не загромождать рисунок овалами я не стал показывать достаточно еще мелких контуров, неизбежных при таком раскладе, но менее значимых в проявлении помехи.

Далее, производим запуск двигателя, т.е. включение зажигания, задействуя все установленное электрооборудование в автомобиле. И смотрим на результат на рисунке №3.

 
     
 
 
 
Рис. 3
 
 
Соединение в автомобиле без другого электрооборудования. Минус питания потребителей соединен на ближайшую точку на кузове. Межблочный кабель соединен оплеткой через " тюльпан " на корпус потребителей.
 
     
  В добавлении к уже известным контурам появились новые: 6-9. О совокупности взаимного влияния всех контуров даже предположить сложно. В данных схемах много упрощено, но думаю, вполне достаточно чтобы осознать, что происходит в автомобиле по этой схеме. На рисунке не учтено появление контуров от электрических жгутов автомобиля, соединяющих все блоки системы зажигания.  
     
 
Кабели Используемые в Акустических Системах
 
     
 

Кабели, используемые при подключении акустики помимо класса, определяющего качество, и диаметра определяющего допустимую нагрузку разделяются по типу на межблочные, сигнальные и силовые.

 
 
 
 
 
Кабели