Как правильно тормозить

 
Как Правильно Тормозить
 
     
 
Тормоза и подвеска
 
     
 

Способность автомобиля снизить скорость движения зависит от множества факторов, помимо очевидных таких как состояние дорожного полотна, шин, массы автомобиля и скорости его движения, также играет роль какие тормозные механизмы установлены на автомобиле и какая у него подвеска и развесовка по осям.

Передние и задние колеса работают совсем не в одинаковых условиях. Сила инерции движущегося автомобиля приложена в центре его масс (точка А), а центр силы, которая останавливает автомобиль, находиться в пятне контакта шины с дорогой (точка В). Если рассмотреть месторасположение двух этих центров, то видно, что первый находиться намного выше второго.

 
     
 
 
 
Схема действия сил на автомобиль
 
     
 
На большинстве автомобилей центр масс находиться ближе к переднему мосту (если смотреть в профиль - в районе приборной панели и рулевого колеса).

В процессе взаимодействия двух этих сил при торможении возникает опрокидывающий момент. Нижняя сила (в точках В) действует на торможение, а верхняя (в точке А) продолжает двигаться вперед по инерции. Из-за этого и возникает характерный "клевок" машины при торможении, из-за которого резко увеличивается нагрузка на передние колеса, и разгружаются задние. Разгруженная задняя ось не в состоянии реализовать значительные тормозные силы, и основную нагрузку берет на себя загруженная передняя ось. Передние тормозные диски нахоятся под повышенной нагрузкой (что отрицательно сказывается на их ресурсе), в то время как задние тормоза работают не в полную силу. При снижении нагрузки на заднюю ось специальные системы снижают давление жидкости в задних тормозных цилиндрах. Если этого не сделать, задние колеса заблокируются задолго до того, как передние успевают выработать хоть сколько-нибудь значительную часть располагаемых тормозных свойств. Автомобиль теряет боковую устойчивость и отказывается сохранять прямолинейное движение при торможении.

При установке "заниженной" и/или более жесткой подвески улучшается не только управляемость, но и тормозные свойства автомобиля. После занижения происходит следующее: центр масс автомобиля (точка А) и центр силы, которая останавливает автомобиль (точка В), теперь распологаются ближе друг к другу (расстояние Е сокращается), в следствие чего снижается и опрокидывающий момент, который стремиться приподнять заднюю ось не давая тем самым в полном обьеме реализовать свои возможности задним тормозам. Перераспределение вертикальной нагрузки по осям здесь менее выраженно, и задние тормоза могут развить большее тормозное усилие без потери сцепления задних колес с дорогой, позволяя передним работать в полную силу. На практике установка "заниженной" подвески приведет к более полному задействованию задней тормозной системы и, как следствие, к повышению эффективности всей тормозной системы автомобиля.

При торможении с высокой скорости важную роль играет размер тормозного механизма т.к. чем больше площадь тормозного диска, тем большую по размеру тормозную колодку можно установить, а также увеличивается радиус тормозного диска и соотвественно тормозные усилия которые супрпорта способны на него передать также возрастают.

Чтобы эффективно и равномерно прижимать колодку к диску используется конструкция из нескольких тормозных поршней, например 2, 4 или 8 поршневые суппорта. Но с увеличением площади тормозной колодки возникают проблемы с отводом тепла от дисков и газов которые выделяются при трении ферродо колодки об тормозной диск.

 
     
 
 
 
BBK Brembo
 
     
 
За отвод тепла от тормозных дисков отвечают отверстия с торца диска и такие диски называются вентилируемыми. За отвод тепла и газов от тормозной колодки отвечают насечки на диске (слоты) либо специальные отверстия, называемые перфорацией. Таким образом бывают диски перфорированные и слотированные. Также возможны варианты когда на диске присутствует оба типа т.е. и насечки и перфорация. Также как и колесные тормозные диски бывают составными, например как на рисунке выше, т.е. по мере износа тормозного диска производят замену лишь рабочей поверхности.
 
     
 
Техника торможения для профессионалов
 
     
  Общая техника торможения, входы в поворот и прочие маневры обсуждались здесь. Помимо описаных техник есть техника глубокого входа.