Описание Автомобильных Дисков и Шин

 
Описание Автомобильных Дисков и Шин  
 
     
 
Типоразмеры дисков
 
     
 
размеры дисков
 
     
 

A — ширина диска, указывается в дюймах
R — диаметр диска
ET – вылет, т.е. расстояние от центральной оси симметрии диска до плоскости прикосновения диска к ступице (может быть и положительным, и отрицательным, тогда колесо соприкасается со ступицей левее оси симметрии)
Q — количество крепежных отверстий — число болтов, на которые крепится диск
D — диаметр центрального отверстия диска

 
     
 

Ширина диска, указывается в дюймах, например 6.5J От ширины диска зависит ширина шины, которую можно на него установить, например для диска шириной 6.5J допустимая ширина шины со 175-185мм. Если на такой диск одеть шину большей или меньшей ширины, то это приведет к повышеному износу шины, ухудшению характеристик сцепления с дорогой и возможен выход шины из строя.

 

Диаметр диска всегда однозначно указывает диаметр шины, который можно на него установить. Чем больше диаметр диска, тем меньший профиль должен быть у резины с тем чтобы соблюсти заводские размеры колеса.

 

Вылет влияет на сколько колесо глубоко сидит на ступице. Чем больше вылет, тем сильней колесо будет выступать наружу и наоборот. При недостаточном вылете могут возникнуть сложности с установкой диска из-за невозможности одеть колесо на тормозной суппорт, но это также зависит от формы спиц и радиуса диска. Если вылет слишком большой, то колесо может начать выступать за колесную арку. Если чисто визуально это может быть плюсом, то с практической точки зрения необходимо убедиться, что колесо на неровностях не будет цеплять за арку иначе можно повредить как резину так и крыло автомобиля.

 

Количество и расстояние между болтами (наиболее распространенное обозначение - PCD) определяет можно ли использовать диск на конкретном авто или нет. Бывают универсальные диски которые сочетают в себе несколько стандартов сверловки. Например сверловка 114.3х5 обозначает, что на диске 5 отверстий и расстояния между отверстиями 114.3мм, 105х4 обозначает, что на диске 4 отверстия с расстояниями в 105мм между друг другом. В случае, когда величина PCD не указана, ее можно определить самостоятельно.. Для этого нужно либо измерить расстояния между центрами диаметрально противоположных отверстий (если их количество четное), либо измерить расстояние между центрами соседних отверстий (L) и воспользоваться простейшими геометрическими формулами (если количество нечетное). Так, например, для трех отверстий PCD = L * 1,155, для пяти - PCD = L * 1,701.

 

Диаметр центрального отверстия (DIA) очень важная величина, обозначается в миллиметрах, например для Mitsubishi Eclipse/Galant размер центрального отверстия составляет 67мм. Многие производители в целях расширения сферы применимости своих колес выпускают модели с заведомо большими значениями DIA. Для установки таких колес используются центровочные переходные кольца. При несовпадении посадочного отверстия диск либо не удастся вовсе надеть на ступицу, либо он не будет иметь контакта с ней вовсе. Во втором случае могут возникнуть серьезные вибрации при движении авто вплоть до разрушения колесного диска. Помните, что гайки лишь притягивают диск к ступице, основной крепеж диска это его посадочное отверстие.

 

Расчитать основные параметры шин можно с помощью нашего калькулятора.

 
     
 
Типы колесных дисков
 
     
 

Штампованые стальные колёса
Сталь является самым дешевым конструкционным материалом. Поэтому стальные колеса вплоть до середины двадцатого века монопольно властвовали на дорогах, да и сейчас по годовому объему выпуска в мире они с большим отрывом твердо удерживают лидирующее место. Составные части колеса - обод и диск - выштамповываются из стального листа, вальцуются и привариваются друг к другу. Сталь не обладает коррозийной стойкостью, по этой причине колеса, изготовленные из нее, покрывают грунтовкой, эмалью и лаком. Главными достоинствами этих колес считаются традиционно невысокая цена и достаточная пластичность материала, позволяющая колесу при ударе не лопаться, а деформироваться. Последнее обстоятельство - крайне важный аргумент в пользу безопасности, потому что колесо не разрушается полностью, сохраняя какое-то подобие своей геометрии и не исключая вероятности отсутствия разгерметизации шины. По этой же причине стальные колеса после повреждений могут подлежать рихтовке (восстановлению). Из недостатков штампованных колес обычно выделяют их высокую массу, обусловленную необходимой толщиной стенок, недостаточную геометрическую точность изготовления, слабую коррозийную устойчивость и не слишком разнообразный дизайн.

Литые легкосплавные колёса
Не довольствуясь конструкционными характеристиками стали, инженеры начали искать более легкие материалы. Так, в шестидесятых годах были впервые изготовлены колеса из алюминиевого сплава. А в дальнейшем стали еще использовать и магний (другие металлы не прижились). Имея дело с этими материалами, колеса стало целесообразно изготавливать литьем. Наиболее распространен гравитационный метод - литье под низким давлением, с противодавлением. Отливке можно придать практически любую форму, благодаря чему изготовленные таким способом колеса обладают самым разнообразным дизайном и отличаются плавностью линий. Они требуют лишь незначительной доводки режущим инструментом, и их геометрия практически идеальна (допуск на радиальные и осевые биения обода составляет 0,1 - 0,15 мм). Эти сплавы легче и прочнее стали, что позволяет снизить массу колеса на 15-20% (около 1 кг) и увеличить прочностные характеристики в полтора раза. Немаловажное значение имеет и тот факт, что теплопроводность легких сплавов выше, чем у стали, в несколько раз. Это обстоятельство способствует существенно лучшему отводу тепла от тормозных механизмов. Преимущества легкосплавных литых колес кроме этого заключаются в высокой демпфирующей способности и хорошей коррозийной устойчивости алюминия (даже утратив лакокрасочное покрытие, он способен образовывать на своей поверхности защитную оксидную пленку). Магниевые колеса превосходят алюминиевые по всем показателям, кроме хрупкости и устойчивости к коррозии. Они требуют крайне качественного защитного покрытия, и, дабы не разрушать его, балансировочные грузики нужно крепить на обода только при помощи клея. Помимо этого общими недостатками литых колес являются: высокая цена, определяемая используемым материалом, и то, что при сильных динамических нагрузках они не мнутся, а колются, так как отливка имеет кристаллическую структуру. Правда, в последнее время разработчики активно борются с этим неприятным явлением.

 

Кованные легкосплавные колёса
Ковка - объемная штамповка - на данный момент вершина конструкторской мысли в сфере производства колес для автомобилей. Впервые эта технология была разработана и применена в России в середине 80-х на оборонном предприятии "Вилс". В этом отношении нам вообще повезло. В России простаивает масса высокотехнологичных оборонных заводов, готовых производить что угодно, лишь бы окончательно не обанкротиться. Нам по сравнительно низким ценам доступны колеса массового выпуска, которые на Западе считают целесообразным использовать только для спортивных и гоночных автомобилей (технология производства там несколько отличается). Поковка, получаемая путем поэтапной деформации заготовки, обрабатывается и доводится полностью на станках с режущим инструментом. В результате крайне много металла выгорает и уходит в стружку - теряется более половины расходуемого материала. Для осуществления этих действий требуется дорогостоящее, сложное и мощное оборудование (усилие пресса достигает 20 тонн). Однако преимущества полной механообработки изделия налицо: прочность выше, чем у стальных колес, в 2,5 раза и превышение в 2 раза уровня требуемых по ГОСТу пластических свойств. Объясняется это сохранением у металла волокнистой структуры. Поэтому под воздействием предельных динамических нагрузок такие колеса не колются, а сминаются, и никаких трещин не возникает - можно пытаться рихтовать. Также происходит уменьшение массы по сравнению с литыми колесами на 15-20% (со стальным штампованными - на 40-55%), крайне высокая демпфирующая способность, отсутствие литейных раковин и вредных внутренних напряжений, предельная геометрическая точность исполнения и отсутствие дисбаланса, высокая коррозионная стойкость для алюминиевых колес (не требуется защитного покрытия). В этом отношении максимальный выигрыш технических характеристик мы получим при использовании в качестве материала магния. Его плотность в 4,5 раза меньше, чем у стали, и в 1,5 раза - чем у алюминия. Кованные магниевые колеса называют "колесами будущего". Их демпфирующая способность в несколько десятков раз выше, а масса на 35% ниже, чем у кованых алюминиевых. Единственный недостаток кованых колес - это их цена.

 
     
 

Виды и назначения автомобильных шин

 
     
 
  • Автомобильные шины делятся по назначению
  • форме профиля
  • габаритам
  • конструкции
  • принципу герметизации
 
 

По назначению шины делятся для применения на легковых автомобилях, грузовых автомобилях малой грузоподъемности, микроавтобусах и прицепах к ним, во всех климатических зонах при температуре окружающей среды от -45 С° до +55 С°.
Шины грузовых автомобилей применяются на грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах, автобусах, тролейбусах во всех климатических зонах при температуре окружающей среды до -45 С°.

 

По габаритам шины делятся на крупногабаритные с шириной профиля 350 мм (14 дюймов) и более, независимо от посадочного диаметра;
среднегабаритные с шириной профиля от 200 мм до 350 мм (от 7 до14 дюймов) и посадочным диаметром не менее 457 мм (18 дюймов);
малогабаритные с шириной профиля не более 260 мм (до 10 дюймов) и посадочным диаметром не более 457 (18 дюймов).

 

По форме профиля шины делятся на
обычного профиля с отношением высоты профиля (H) к его ширине (B) более 0,89:
широкопрофильные -H/B = 0,6 - 0,9;
низкопрофильные - H/B = 0,7 - 0,88;
сверхнизкопрофильные - H/B = < 0,7;
арочные - H/B = 0,39 - 0,5;
пневмокатки - H/B = 0,25 - 0,39;

 
     
 

Основные элементы шин.

Каркас - главный силовой элемент, который придает шине прочность и гибкость. Представляет собой один или несколько слоев обрезиненного корда.

Брекер - резинотканевая или металлокордная прослойка между каркасом и протектором. Протектор - часть шины (толстый слой специальной износостойкой резины), непосредственно контактирующая с дорогой.

Боковина - тонкий эластичный слой резины толщиной 1,5-3 мм на боковых стенках каркаса, защищает каркас от механических повреждений, проникновения влаги. На боковину наносят наружную маркировку шины.

Борт - жесткая посадочная часть покрышки для фиксации и герметизации ее на ободе колеса. Состоит из слоя корда каркаса, завернутого вокруг проволочного кольца, и твердого наполнительного резинового шнура.

 

Конструктивные элементы и основные размеры шин:

D - наружный диаметр:
Н - высота профиля покрышки;
В - ширина профиля покрышки;
d - посадочный диаметр обода колеса (шины);
1 - каркас; 2 - брекер; 3 - протектор; 4 - боковина; 5 - борт; 6 - бортовая проволока; 7 - наполнительный шнур.

 
     
 
конструктивные элементы и основные размеры шин
 
 
Конструктивные элементы и основные размеры шин
 
     
 
По конструкции шины делятся на
диагональные, у которых нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях, а угол наклона нитей по середине беговой дорожки в каркасе и брекере от 45° до 60°

радиальные, (радиальные шины бывают со съемным протектором) у которых угол наклона нитей корда каркаса 0°, а брекера -не менее 65°. Эти шины имеют каркас с меньшим числом слоев корда, чем у диагональных, мощный брекер чаще металлокордный, что обеспечивает меньшие окружную деформацию шины при качении и проскальзывании протектора в контакте с дорожным покрытием и как следствие радиальные шины имеют меньшие теплообразование и потери на качение, большие сроки службы, максимальную нагрузку и допустимую скорость.
 
     
 
Типоразмеры шин
 
     
 
205 / 65 / R 17 / 87 T
1   2   3 4   5 6


1 — ширина шины, указывается в миллиметрах (широкие шины выглядят красиво, но увеличивают расход топлива)
2 — высота шины, указывается в процентах от ширины (чем меньше это значение, тем «низкопрофильней» шина)
3 — тип шины, R означает радиальная
4 — посадочный диаметр шины, указывается в дюймах
5 — индекс нагрузки (грузоподъемности)
6 — индекс скорости

Также могут быть индексы:
С — указывает на то, что шина относится к категории усиленных
M+S — обозначает шину повышенной проходимости
TL — бескамерная шина
ТТ — соответсвенно, камерная

Часто на шинах указывают дату производства в формате неделя.год. Например 3006 — тридцатая неделя 2006 года.

 

Расшифровка индексов нагрузки

 

Индекс
Нагрузка
(кг )
 
Индекс
Нагрузка
(кг)
60
250
 
90
600
61
257
 
91
615
62
265
 
92
630
63
272
 
93
650
64
280
 
94
670
65
290
 
95
690
66
300
 
96
710
67
307
 
97
730
68
315
 
98
750
69
325
 
99
775
70
335
 
100
800
71
345
 
101
825
72
355
 
102
850
73
365
 
103
875
74
375
 
104
900
75
387
 
105
925
76
400
 
106
950
77
412
 
107
975
78
425
 
108
1000
79
437
 
109
1030
80
450
 
110
1060
81
462
 
111
1090
82
475
 
112
1120
83
487
 
113
1150
84
500
 
114
1180
85
515
 
115
1215
86
530
 
116
1250
87
545
 
117
1285
88
560
 
118
1320
89
580
 
119
1360
 
     
 
скоростной индекс и условные обозначения максимальной скорости
 
 
Скоростной индекс - условное обозначение максимальной расчетной скорости
 
     
 

Американская система P-metric,
в дополнение к принятой в Европе, требует постановки индекса назначения шины перед шириной профиля:

Р - шина для легкового автомобиля (Passanger);
LT - шина для легкого грузовика (Light Truck). Пример: P205/60R15 и LT225/75R15.

Для шин многих легковых полноприводных автомобилей и грузовых пикапов применяется дюймовая маркировка принципиально иного типа, где главным параметром служит не ширина профиля, а наружный диаметр шины.
Например, в обозначении 31x10,5R15LT фирмы Wrangler закодированы:
31 - наружный диаметр;
10,5 - ширина профиля;
R - радиальная шина;
15 - посадочный диаметр;
LT - шина для легкого грузовика.

Шины такого размера, как правило, предназначены для тяжелых условий эксплуатации и имеют рисунки протектора типа "повышенной проходимости" или M+S.


Особенности конструкции фиксируются на бортах соответствующими надписями о числе слоев брекера и каркаса, а также о материале корда.


Например, надписи TREAD: 4 PLUES (2 PLUES RAYON+2 PLUES STEEL) и SIDEWALL: 2 PLUES RAYON означают, что брекер шины состоит из двух слоев металлокорда, а каркас (в частности, боковины) - из двух слоев вискозного корда. Нагрузка и давление приводятся в фунтах (LBS) и фунтах на квадратный дюйм (PSI).

 

Кроме того, на бортах есть обозначения индексов:
износостойкости (TWI) - TREAD WEAR INDEX;
сцепных качеств - TRACTION INDEX;
температурного - TEMPERATURE INDEX.

 
     
 
обозначения на шине
 
     
  Обозначения на боковине шины:
1 - модель шины; 2 - максимальная нагрузка; 3 - индекс износостойкости; 4 - индекс сцепления; 5 - индекс температуры; 6 - максимальное давление; 7 - производитель; 8 - серийный номер; 9 - "грязь и снег"; 10 - размер; 11 - грузоподъемность; 12 - скоростной индекс; 13 - конструкция шины.
 
     
 
Монтаж
 
     
 

Как правило, мы советуем монтировать шину так, чтобы маркировка DOT (расположенная в зоне борта) находилась с внешней стороны колеса. За исключением шин: - с предписанным направлением вращения;
- с белой боковиной;
- с защитным пояском на боковине.
- Монтаж бескамерной шины без камеры допускается только на автомобили, оборудованные ободами для бескамерных шин (с хампом, с плоским хампом…).
- Категорически не рекомендуется монтировать бескамерную шину вместе с камерой, если производится монтаж на диск с ободом для бескамерной шины (с хампом, с плоским хампом …).
- Если подобный монтаж шин все же должен быть выполнен, при его осуществлении камеру следует накачивать очень медленно, чтобы облегчить выход воздуха, который может остаться между камерой и покрышкой.
- Монтаж бескамерной шины (серии 80 и 70) на обод для камерной шины (без хампа, без плоского хампа…) производится обязательно с камерой.
- Монтаж камерной шины на обод для бескамерных или на обод для камерных шин осуществляется только вместе с камерой.
- Для новой шины следует использовать новую камеру (в шинах для микроавтобусов и коммерческих автомобилей для обода SDC следует использовать новую ободную ленту).
- При монтаже бескамерных шин следует использовать вентиль, соответствующий ободу. Монтировать новый вентиль (или новую уплотнительную прокладку при использовании металлических вентилей) при каждой замене покрышки.
- Чтобы обеспечить хорошее прилегание борта, после монтажа легковых шин их следует накачать до 3,5 бар, а затем довести давление до уровня, необходимого для эксплуатации.

Современные средства накачивания шин позволяют быстро устанавливать высокий уровень давления. В воздухопроводах для накачки следует использовать регуляторы давления, установленные на уровне:
- 4.0 бар при накачивании легковых шин;
- 6.0 бар при накачивании шин для микроавтобусов и коммерческих автомобилей

Допустимую ширину шины относительно колесного диска можно посчитать на нашем калькуляторе.

 
     
 
Советы по выбору и эксплуатации шин
 
     
 

Для правильной работы шины необходимо следить чтобы в ней поддерживалось необходимое давление. При недостаточном давлении в шине возрастает расход топлива (т.к. возрастает сопротивление качению), ускоряется износ шины, в частности, корда каркаса и брокера, который в смятой шине дополнительно заламывается При длительной эксплуатации спущеной шины прочность корда, особенно текстильного, резко снижается, разрушаются связи, шина расслаивается. Иногда шины намерено слегка подспускают (на 0,2-0,4 атм.) для увеличения сцепления с дорогой например при выстплении на драг битвах.

 

Перекаченая шина лучше катится, но при этом имеет худшие сцепные качества, при длительной эксплуатации центральная часть протектора получает ярко выраженный износ. Также вырастает вероятность повреждения металлокорда при ударных нагрузках на шину.

 
     
 
Общая информация о шинах
 
     
 

Шины бывают летние , зимние и всесезонные. Шины для различных сезонных условий отличаются рисунком протектора, химическим составом резины, конструкцией и другими элементами. На зимних шинах не стоит ездить летом. Они работают при температурах меньших +9 С, а после этого становятся мягкими, как пластилин, быстро изнашиваются и не держат дорогу. Летние шины зимой дубеют и скользят, как пластмасса.

 

Шины бывают камерные и бескамерные . Камерные шины состоят из покрышки и камеры с вентилем. Вентиль позволяет нагнетать воздух в шину и препятствует его выходу наружу. Бескамерные шины имеют воздухонепроницаемый резиновый слой (вместо камеры). Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на обод. Вентиль для нагнетания воздуха в шину размещается и герметизируется в отверстии обода колеса.

 

Протектор - это массивный слой высокопрочной резины, соприкасающийся с дорогой. По наружной поверхности он имеет рельефный рисунок в виде выступов и канавок между ними, так называемую "беговую дорожку". Протектор определяет износостойкость шины, качество сцепления колеса с дорогой, а также уровень шума и вибраций. Рисунок рельефной части определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. По типу рисунка протектора шины делятся на четыре основные группы: дорожные (летние, всесезонные), универсальные, зимние, повышенной проходимости.

Летние шины имеют четко выраженные продольные канавки для отвода воды из пятна контакта протектора с дорогой и слабо выраженные поперечные канавки. Шины этого типа обеспечивают максимальное сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Но для движения по грунтовым (особенно мокрым) и зимним дорогам они малопригодны. Скоростные шины (категория Н и выше) отличаются повышенной способностью противостоять перегреву, сохранением стабильного коэффициента сцепления с дорогой независимо от особенностей качения на высокой скорости.

Всесезонные шины хорошо приспособлены для работы на сухом и мокром асфальте, отличаются удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам и большим износом, по сравнению с летними. Рисунок протектора более разветвленный, элементы рисунка группируются в хорошо различимую дорожку и разделены канавками разной ширины. Как правило, на таких шинах стоит маркировка all season, tous terrain или условные знаки (снежинка или капля).

Зимние шины предназначены для заснеженных и обледенелых дорог, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации: от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Рисунок протектора таких шин имеет четко выраженные шашки от продольных и поперечных канавок значительной глубины. У шашек сложный фигурный рельеф для увеличения рабочих боковых поверхностей, а также разветвленный микрорисунок. Зимние шины обозначают индексом M + S. Зачастую они имеют строго определенное направление движения, направленные шины, (направление качения указано стрелкой). Более пластичная резина зимних шин в летних условиях подвержена быстрому износу и перегреву. В протектор таких шин легко проникают мелкие твердые предметы. Износостойкость зимних шин на 30-50% меньше летних. Многие зимние шины имеют шипы. При движении автомобиля в зоне контакта шины с дорогой присутствует тонкий слой влаги, поэтому на заснеженной дороге задача шипов - продавливать влажную пленку и обеспечивать надежный контакт шины с дорогой.

 
     
 
Советы по выбору зимних шин
 
     
 

Насколько уверенно будет держаться автомобиль на заснеженной дороге или при гололеде во многом будет зависеть от зимних шин. Конечно, можно всю зиму проездить и на летней резине, но при этом рискуя и собственной машиной, и представляя опасность для других участников дорожного движения. В то же время разнообразные модели зимних шин совершенно по-разному ведут себя в тех или иных условиях. Определиться, остановить свой выбор на конкретном комплекте зимней резины довольно непросто. Зачастую, чтобы понять, что лучше будет для вас и вашего автомобиля, приходится опираться на многолетний опыт и приобретать уже зарекомендовавшую себя продукцию. Тем более, что выбор зимней резины зависит от погодных условий, преобладающих в вашем регионе. Поэтому однозначно сказать, что какие-то одни зимние шины лучше других нельзя. Но всё же какие-то общие рекомендации по выбору зимней обуви для вашего авто сделать можно.

Шипованная или нешипованная (фрикционная АКА липучка)
По поводу того, шипованную или нешипованную резину брать на зиму, ответ неоднозначен. С теоретической точки зрения шипы должны обеспечивать более высокий коэффициент сцепления колес с дорогой, что особенно важно в гололед. Но порой нешипованная зимняя резина ведет себя на скользкой дороге на порядок выше шипованных моделей покрышек. Поведение автомобиля на дороге зависит не только от наличия/отсутствия шипов. Определяющими факторами также являются химический состав резины, рисунок протектора.

 

Основная причина скольжения по льду состоит в образовании в контакте тончайшей водяной пленки в результате подтаивания льда от нагревания при трении. Эта вода как раз существенно снижает коэффициент сцепления. Существуют разные методы уменьшения влияния водяной пленки на скольжение шин. Это и двухслойные протекторы: губчатая резина в поверхностном слое и обычная в основе. Многочисленные поры в губчатой резине обеспечивают прочное сцепление с ледяной коркой за счет впитывания порами воды. Кроме того, микропоры создают эффект присосок, что увеличивает сцепные качества.

 

Шипованные зимние шины
Стремясь исключить возможность случайной ошиповки, изготовители маркируют покрышки специальной маркировкой «STUDADLE» (подлежит ошиповке) и указывают изображение и размер шипа. В условиях гололеда или накатанного снега с помощью шипов достигается увеличение коэффициента сцепления зимних шин с дорогой. Имеется множество модификаций шипов, однако в принципе их разделяют на два основных типа: однофланцевые и двухфланцевые . Для легковых шин преимущественно применяют однофланцевые шипы, однако, все чаще у таких шипов стали делать стабилизирующий фланец несколько меньшего диаметра, чем диаметр основного, который препятствует проникновению между шипом и резиной химических и абразивных веществ, расшатыванию шипа в гнезде и обеспечивает его надежное удержание в резине выступа протектора. Шип характеризуется длиной и диаметром фланца . Для легковых шин наиболее употребительны шипы длиной 10-13 и диаметром 8 мм.

шипованая шина

 

Для установки шипов в протекторе необходимы глухие отверстия-гнезда. Их делают как непосредственно при вулканизации покрышек у изготовителя, так и сверлением. Диаметр такого гнезда должен быть приблизительно в 2 раза меньше диаметра корпуса шипа. Существует два варианта либо вы сразу приобретаете шипованные зимние шины, либо производите ошиповку обычной зимней резины. Количество шипов, устанавливаемых в протекторе, схемы ошиповки весьма различны у разных производителей. В принципе исходят из того, что в зоне контакта с опорной поверхностью необходимо иметь 8-12 шипов. Уменьшение количества шипов снижает сцепные качества шины с обледенелой дорогой, увеличение – приводит к повышению износа шипов, шума, снижению эксплуатационных характеристик автомобиля при движении по сухой дороге.

 

Шипы размещают, как правило, в крайних выступах беговой дорожки протектора таким образом, чтобы они образовали 6-8 рядов. Для легковых шин оптимальной величиной выступа шипа из резинового элемента протектора признана 1-1,5 мм. При меньшем выступе снижается эффективность шипов, при большем – на них действует выворачивающий момент, приводящий к неравномерному их износу, образованию надрывов резины вокруг шипов и к последующему их выпадению. При их использовании следует избегать резких разгонов и торможений, первые 3-4 сотни километров следует проехать при умеренной скорости для правильной «приработки» шипов в гнездах. При переустановке колес с ошипованными шинами необходимо сохранять направление их вращения. При выпадении 25 % шипов шину следует заменить, она становится неэффективна.

Из шипованных шин на скользкой дороге хорошо себя зарекомендовала модель Nokian Hakkapeliitta. Их особенность (начиная с четвертой модели) в том, что шипы в сечении имеют квадратное сечение, а не круглое как у других. За счет этого обеспечивается лучшее качество сцепления с дорогой.

Нешипованные зимние шины
Такие шины маркируют на боковине надписью «STUDLESS» т.е. не подлежащие шиповке. При езде по глубокому снегу на управляемость автомобиля влияет не сколько наличие шипов, сколько рисунок протектора зимней резины. Как правило, наиболее эффективны оказываются зимние шины с множеством ламелей в виде прямоугольных шашечек, расположенных в шахматном порядке (например Bridgestone Blizzak). При качении такой шины ламели последовательно друг за другом деформируются, создавая большое количество острых граней зацепления за лед, разрушая при этом водяную пленку. При движении по заснеженным дорогам в зимней шине необходимо обеспечение хорошей самоочищаемости протектора от снега. Поэтому в протекторе создают более широкие канавки и отводные «борозды» , предпочитая направленный рисунок . Наилучший вариант – расположение элементов протектора «елочкой» с расширением канавок от центра к краям беговой дорожки. Важна также и глубина рисунка – у большинства моделей этот параметр составляет от 9 до 10 мм. На сцепление с дорогой влияет и наличие мелких полосок (ламелей) на протекторы шин. За счет них и шипованные, нешипованные зимние шины лучше держатся за дорогу.

 

не шипованная шина

 

Если на ваших дорогах большую часть зимы лежит мокрый снег или даже напрочь отсутствует, тогда надо задуматься о покупке нешипованых зимних шин. Во-первых, шипы будут малоэффективны при разгоне и торможении на асфальтной дороге. Во-вторых, из-за шипов уменьшается пятно контакта колеса с дорогой, что приводит к уменьшению коэффициента сцепления и, как следствие, ухудшению управляемости автомобилем. В-третьих, при езде по асфальту шипованые зимние шины будут служить дополнительным источником шума.

На мокром снегу лучшее поведение автомобиля обеспечивает резина с направленным рисунком протектора, который способствует отводу слякоти из-под колеса. Рисунок таких зимних шин схож с летними дождевыми, в которых строение протектора напоминает елочку.

Общие рекомендации по выбору зимних шин
Зимние шины в среднем служат 2-4 сезона. Когда они изнашиваются – глубина протектора становится меньше 4 мм – приходит пора их замены. Износ любой шины можно смотреть по индикаторам, которые есть у всех шин, как только протектор сравнялся по высоте с индикатором шину необходимо менять. Нужно учитывать, что шина обычно состоит из разных составов резины, причем данные составы нанесены не только по площади покрышки, но и по глубине. Таким образом чем больше изнашивается покрышка тем больше обнажаются составы резины не предназначенные для прямого контакта с дорожным полотном, что несомненно дополнительно ухудшает сцепные качества шины.

Состав резиновой смеси для зимних шин подбирается таким образом, что колесо как бы "прилипает" к скользкому покрытию. Поэтому для езды в заснеженных условиях или при гололеде больше подходят более мягкие зимние шины. На асфальтном покрытии в зимнее время мягкие шины будут также эффективны, но они быстрее изнашиваются поэтому предпочтительней более твердая резина. Более мягкая резина меньше подвержена возникновению механических дефектов в следствие ударов по шине. Поэтому на низкопрофильной жесткой резине есть большая вероятность возникновения грыж (разрывов металлокорда). На ощупь мягкая или твердая резина определить тяжело, поэтому стоит обращать внимание на спецификации производителей и отзывы пользователей.

Шины с направленным рисунком протектора всегда эффективней, но лишь при движении вперед, этот момент нужно учитывать если вы застряли и пытаетесь выйхать методом раскачки автомобиля. Более универсальными зачастую оказываются зимние шины с ассиметричным рисунком протектора. При этом, например, наружная часть шины отвечает за движение по асфальтному покрытию, внутренняя – по заснеженному. Следует, только правильно устанавливать такие шины согласно нанесенной на ней маркировке (rotation).

Размер зимних шин
Размеры зимних шин (впрочем как и летних) стоит выбирать из тех, что рекомендованы автопроизводителем. Если брать намного больше по ширине, то пятно контакта колеса с дорогой, естественно, увеличится. Но при этом масса автомобиля распределится таким образом, что сцепление шины с поверхностью дороги уменьшится.

Если уже не оказалось необходимого размера, то лучше выбрать немногим меньшую по ширине модель зимних шин, но при этом большую по высоте профиля. Для летней резины все наоборот, для улучшения управляемости лучше резина с низким профилем. Чем колесо шире, тем более устойчива будет машина на сухой дороге. На влажном покрытии действуют теже правила что и для зимы т.к. сложней вывести воду из под широкого колеса, нежели из под узкого. Поэтому выбирайте ширину резины в зависимости от ваших предпочтений в езде.

Эксплуатация зимних шин
Многие "обувают" свой автомобиль в зимние шины только после выпадения первого снега и появления гололеда на дорогах. Это зачастую становится причиной увеличения количества аварий в начале зимы. В общем случае рекомендуется менять резину на зимнюю уже при температуре 7 градусов.

Причем зимние шины как шипованые, так без них требуют бережной эксплуатации на первых нескольких сотнях километров. Обкатку без резких торможений, с плавными разгонами и аккуратными вхождениями в повороты рекомендуется для того, чтобы шины сохранили свои свойства на долгое время. Особенно это повлияет на то, сколько продержатся шипы в резине.

 

Многих интересует, можно ли поставить зимнюю резину только на одну ось, и таким образом сэкономить. Так делать не рекомендуется по той причине, что при установке зимней резины на переднюю ось, вы теряете стабильность задней. А это очень важно т.к. при наличии малейшего бокового ускорения (то есть при повороте) вы рискуете потерять заднюю ось, что чревато заносом. Ну и конечно из самого заноса выйти тоже будет сложно т.к. масса автомобиля обычно сзади меньше, сцепление уже само по себе хуже и летняя резина + задубевшая на морозе будет очень хорошо скользить. При установке зимней резины на заднюю ось вы получаете очень плохие торможения, т.к. тормозит в основном передняя ось, плюс из-за ухудшения сцепления будет ярко выраженная недостаточная поварачиваемость, которая в целом может перерасти в снос передней оси т.е. не контролируемый занос. Железо, жизнь окружающих и окружающие на более дорогом железе сводят на нет экономию на резине. Если средств недостаточно, то установите колеса минимального радиуса, которые подходят на ваш автомобиль, а цена резины довольно сильно зависит от размеров.