Кризис в Компании

 

Кризис в Компании

 

     
 

В первые годы нового тысячилетия брэнду компании был нанесен, вероятно, самый тяжелый урон за всю ее историю. Началось все в 2000 году, когда выяснилось, что автопроизводитель в течение многих лет вел двойной учет претензий покупателей, скрывая информацию о дефектах в своих автомобилях. Mitsubishi предпочитала потихоньку ремонтировать неисправные машины в индивидуальном порядке, избегая дорогостоящих массовых отзывов своих моделей. С 1977 года компания утаила от регуляторов 64 тыс. клиентских претензий. В результате этих открытий несколько топ-менеджеров были с позором изгнаны, а саму Mitsubishi оштрафовали. Расходы на массовые техосмотры и падение продаж ударили по и без того неблестящим показателям. В 2000 финансовом году, завершившемся 31 марта 2001 года, компания понесла убытки на сумму примерно $2,6 млрд.

 

В 2001 финансовом году компания вернулась к прибыли, а в 2002-м нарастила ее. Однако затем последовал провал в США. Mitsubishi щедро раздавала дешевые кредиты американским потребителям и вдруг обнаружила, что многие из них неплатежеспособны. За год компания потеряла 215 млрд иен. А незадолго до обнародования этих результатов Mitsubishi получила в придачу новый скандал, связанный с дефектными автомобилями. На этот раз он затронул подразделение Mitsubishi Fuso, выпускающее грузовой транспорт и автобусы. Сильнейший общественный резонанс вызвала авария, проиcшедшая в 2002 году в Йокогаме. У грузовика Mitsubishi на ходу отвалилось колесо, в результате чего колесо убило находившуюся на тротуаре 29-летнюю домохозяйку и ранила двух ее детей.В результате расследования было выяснено, что на грузовике были повреждены узлы крепления колеса. Представители Mitsubishi Motors всячески отрицали, что был допущен брак в процессе производства. Однако было признано, что данный дефект может возникнуть в том случае, если "пережать" болты крепления. Однако в итоге Mitsubishi Fuso пришлось отозвать на техосмотр более полумиллиона машин. Расследование привело к неутешительным результатам: компания не сделала никаких выводов из скандала 2000 года.

 

По данным полиции, смертельных жертв можно было бы избежать, если бы К. Кавасое принял в 2002 г. решение об отзыве грузовиков, о наличии дефектов в которых было известно еще с 1996 г. К. Кавасое подал в отставку с поста президента Mitsubishi Motors в 2000 г. после обнародования данных о сокрытии руководством компании дефектов в легковых автомобилей. Разумеется, финансовые показатели Mitsubishi продолжали слабеть. За 9 месяцев 2004 финансового года убытки компании выросли вдвое до 228 млрд иен ($2,16 млрд). Согласно прогнозу, потери Mitsubishi за год, завершившийся 31 марта, достигнут 472 млрд иен ($4,4 млрд).

 
     
 
 
 
Катсушико Кавасое
 
     
 

В рамках продолжающегося следствия по делу об утаивании топ-менеджементом Mitusbishi Motors дефектов на грузовых автомобилях арестован бывший президент компании Катсушико Кавасое. Кавасое предъявлены обвинения в утаивании дефектов, повлекших гибель человека. Кроме того, как сообщает Kyodo были задержаны еще пять бывших представителей руководства компании.

 

Два случая возгорания автомобильных двигателей, которые произошли позднее в разных районах Японии, стали новым ударом по престижу корпорации Mitsubishi Motors. Один из инцидентов произошел в расположенном неподалеку от Токио городе Сайтама, где во время движения загорелся двигатель минивэна Mitsubishi Grandis модели 2001 года. В апреле прошлого года компания отзывала эти автомобили для бесплатного ремонта из-за обнаруженных дефектов в тормозной системе. Другой случай произошел в городе Хаибара (префектура Нара), где неожиданно загорелся двигатель микроавтобуса Mitsubishi Delica модели 1998 года. В январе он прошел техосмотр, в ходе которого никаких проблем выявлено не было. Оба инцидента обошлись без жертв. Скандалы вокруг Mitsubishi Motors стали причиной существенного снижения объема продаж ее продукции в Японии.

 

Муниципальные власти Японии наложили запрет на покупку Mitsubishi. Вслед за отказом Минтранса Японии покупать автомобили Mitsubishi для государственнывх нужд аналогичный запрет наложили 42 из 47 префектур Японии. Он касается как моделей Mitsubishi Motors, так и грузопассажирских моделей Mitsubishi Fuso. Вдобавок ко всему 12 из 13 крупнейших городов Японии вычеркнули продукцию Mitsubishi из своих потенциальных заказов.

 

Компания вынуждена была сократить производственные мощности, гамму выпускаемых автомобилей, число сотрудников и рабочих. В 2004 году производство автомобилей Mitsubishi сократилось на 10,6 %, сильно упали продажи в Японии (на 30,5 %). Однако на европейском рынке удалось сохранить устойчивое положение, в 2005 году объем продаж в Европе вырос на 10 %, а на российском рынке — вдвое.

 

Неудивительно, что в результате всех этих передряг лопнуло терпение DaimlerChrysler-до недавнего времени крупнейшего акционера Mitsubishi. Германо-американский концерн купил 34% акций японского конкурента в 2000 году. Компании решили вместе разрабатывать новые модели. Первоначально контрольный пакет был оценен в $2,1 млрд. Однако затем разразился первый скандал вокруг бракованных автомобилей, и немцы настояли на скидке. В итоге за акции было уплачено $1,9 млрд. Впоследствии доля DaimlerChrysler даже выросла до 37%. Однако сейчас эксперты квалифицируют эти инвестиции не иначе как провал азиатской стратегии германо-американского концерна. В 2000 году он заплатил 405 иен за каждую акцию Mitsubishi, а к апрелю 2004 года одна такая бумага стоила около 250 иен. Долги японской компании достигли 1,14 трлн иен (почти $11 млрд). Mitsubishi требовались новые финансовые вливания, однако руководители DaimlerChrysler решили, что с них довольно.

 

Желающие спасти Mitsubishi нашлись только в одном месте-в группе «родственных» компаний. Многоотраслевая корпорация Mitsubishi Corp., производитель оборудования Mitsubishi Heavy Industries, и Bank of Tokyo-Mitsubishi, владевшие небольшими долями в капитале автомобилестроительного собрата, согласились выделить ему 496 млрд иен ($4,7 млрд) в обмен на его акции. В результате изменения структуры акционеров это трио получит в общей сложности 34% акций Mitsubishi Motors. Пакет Mitsubishi Heavy Industries достигнет 15%, Mitsubishi Corp.-14%, Bank of Tokyo-Mitsubishi-5%. Доля DaimlerChrysler, в прошлом году уже упавшая ниже 20%, составит менее 11%.

 

Бывший стратегический партнер покидает Mitsubishi не с пустыми руками. В марте компании пришли к соглашению о компенсации, которую японская сторона выплатит акционеру. В пакет вошла некая сумма наличными (ее величина не раскрывается), а также 20% акций Mitsubishi Fuso. С учетом того, что DaimlerChrysler уже был владельцем 65% капитала этого подразделения, его пакет увеличится до 85%. Оставшиеся 15% находятся в руках Mitsubishi Corp., Mitsubishi Heavy Industries и Bank of Tokyo-Mitsubishi.

 

Несмотря на крупные неприятности компании, инженеры американского отделения Mitsubishi вовсю работали над новой Eclipse. Тогда новинку называли кодовым именем PS24S. Она стала значительно шире текущей модели, а многие дизайнерские "изюминки" позаимствованы у концепта Eclipse-E, впервые показанного на выставке NAIAS в январе 2004 года.

 
     
 
 
 
Eclipse G4 Concept
 
     
 

По прошествии двух лет постепенно стали появляться признаки оздоровления MMC: компания выпустила новые модели Mitsubishi i, Mitsubishi Pajero и Mitsubishi Delica D:5, продажи которых в принципе идут не плохо, если не сравнивать с конкурентами. Mitsubishi FUSO в 2006 году смогла реализовать на территории Японии 186 600 единиц своей продукции, преимущественно грузовой транспорт. Прирост составил 4.3% по сравнению с 2005 годом. Причем, количество проданных грузовиков выросло на 25%, а автобусов – на 27%.

 

Что касается российских потребителей, то неприятности Mitsubishi их нисколько не смутили. В 2007 году в России было продано более 30 тыс. автомобилей, выпущенных японской компанией. Показатель предыдущего года был превышен более чем на 70%.