Восстанавливая Национальную Экономику

 

Восстанавливая Национальную Экономику

 

     
 

На исходе войны, в 1945 году, глава холдинга Mitsubishi Коята Ивасаки (сын Яносуки Ивасаки, возглавил холдинг в 1916 году) выступил с миролюбивыми заявлениями. "Многие американцы и британцы – наши деловые партнеры. У нас были общие проекты. Если наступит мир, мы должны стать добрыми друзьями", – заявил один из создателей военной машины Японии. После поражения в войне Японию оккупировали войска США. Победители в принудительном порядке начали дробить дзайбацу, составлявшие основу военно-промышленной мощи Японии. Крупные концерны разбили на десятки мелких компаний, головные компании распустили, а принадлежавшие им акции и другие ценные бумаги продали служащим компаний с тех пор семья Ивасаки навсегда утратила абсолютный контроль над Mitsubishi.

 

В 1947 году под давлением оккупационных властей в Японии были принят закон о запрещении монополий и обеспечении справедливых сделок и закон о запрещении концентрации чрезмерной экономической мощи. Эти законы не позволяли воссоздавать головные компании раздробленных холдингов и запрещали компаниям владеть более чем 25% акций других компаний. Так американцы надеялись воспрепятствовать возрождению крупных концернов. Не избежала печальной участи и Mitsubishi. В 1946 году холдинг был разбит на 44 независимые компании. Только 20 из них сохранили в своем названии имя Mitsubishi. Самые крупные из них – Tokyo-Mitsubishi Bank, Mitsubishi Motors, Mitsubishi Electric и торговый дом Mitsubishi Corporation (все они сегодня входят в список Fortune-500).

 

Mitsubishi Heavy Industries была разделена на три региональные кампании, каждая из которых была вовлечена в автомобильный бизнес. Это объясняет разнообразный и частично перекрывающий друг друга модельный ряд Мицубиси. Среди прочих осколков бывшей империи Mitsubishi – компании Nikon Cameras, Kirin Breweries и Asahi Glass. Основательно потрепанная Mitsubishi училась жить в новых условиях. Так, компания Mitsubishi Motors в конце 1940-х начала выпускать мотороллеры и легкие трехколесные автомобили, а затем автобусы, грузовики и пикапы. В 50-е годы компания наладила экспорт в Европу легких и средних грузовиков. Таким образом, через 80 лет после своего создания компания действительно стала открытой для международного сотрудничества.

 
 

 

 
 
 
 

Mizushima

 
 

 

 
 

Для того, чтобы страна имела экономическую перспективу была необходима обширная программа возрождения промышленности и инфраструктуры, включая восстановление и расширение сети дорог. Претерпев такое реформирование, компания Mitsubishi продолжает жить, но уже в новых условиях. В послевоенное время разрушенные дороги и топливный кризис предъявили новые требования к транспорту – маневренность, надежность и невысокое топливопотребление.

 

1946 г . появился "Mizushima" - небольшой, надежный и недорогой трехколесный автомобиль грузоподъемностью 400 кг, идеально подходящий для перевозки людей и грузов на короткие расстояния в послевоенный период. Вскоре на автомобиль стали устанавливать закрытую кабину для двух человек. Тот же год стал годом рождения первого мотороллера Мицубиси - "Silver Pigeon." И снова акцент был сделан на практичность и экономичность, но с исторической перспективы можно сказать, что "Silver Pigeon" стоял в начале бума частного автотранспорта в Японии.

 

Экономика Японии в этот послевоенный период больше всего нуждалась в коммерческих автомобилях, ситуация осложнялась еще и нехваткой топлива. Автобус Mitsubishi B1, производство которого началось в 1946 г , мог работать как на бензине, так и на альтернативном топливе. Его шасси также идеально подходило для пожарных машин и других автомобилей специального назначения. В 1950 г . Мицубиси создает первый в Японии заднемоторный автобус Mitsubishi R1.

В 1947 г . появляется первый в Японии троллейбус Мицубиси MB46, в области грузового автомобилестроения Мицубиси продолжает традицию первооткрывателей в Японии, друг за другом появляются восьмитонный Т31 оснащенный оригинальным типом шасси, Т33 оснащенный пневмоподвеской и Т380 бескапотный грузовик с откидывающейся кабиной.

В 1952 году выходит грузовик R2 с задним расположением двигателя. В это же время компания начала экспорт автобусов В52 в Таиланд, а годом позже автобусы R32 в количестве трехсот штук были экспортированы в Чили. В 1959 году налажен выпуск малоразмерного трехколесного грузовика Leo.

 

После окончания американской оккупации в 1952 году контроль над бывшими монополиями в Японии слегка ослаб. Некоторым компаниям, ранее входившим в холдинг Mitsubishi, удалось воссоединиться. Например, в 1964 году слились три компании, на которые была разбита Mitsubishi Heavy Industry. Прочие осколки былой империи образовали своего рода содружество Mitsubishi Group. Эта структура гораздо менее централизованная, нежели довоенный холдинг. В группе нет головной компании (ее создание по-прежнему запрещено законом), но это не мешает президентам фирм, входящих в группу, согласовывать основные направления коммерческой деятельности. Неформальный совет президентов получил название Mitsubishi Kinyokai – "Пятничный клуб". Членами этого клуба являются руководители 28 компаний Mitsubishi Group, которые встречаются неформально за ланчем во вторую пятницу каждого месяца. "Пятничный клуб" не имеет юридической силы, официально он занимается лишь вопросами благотворительности и определением "общей философии" группы. На самом деле клуб периодически сглаживает острые углы – этим ему приходится заниматься, когда интересы компаний пересекаются на рынке. Впрочем, эта сторона деятельности клуба не особо афишируется. Компании группы сохраняют некоторую "родственность", поскольку имеют общих акционеров: акции "большой" Mitsubishi после второй мировой войны были распределены между служащими и с тех пор вот уже почти полвека передаются от отца к сыну, не покидая пределы семей.