Первооткрыватели в Японии

 

Первооткрыватели в Японии

 

     
 

Японская корпорация Mitsubishi ( Мицубиси) сегодня представлена обширным числом отделений охватывающих все основные отрасли производства, недвижимости, банковского дела. Помимо Mitsubishi Motors (MMC), занимающейся производством легковых автомобилей, в корпорацию входят компании Mitsubishi Electric (техника и электроника), Mitsubishi Chemical (химическая промышленность), Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation (грузовые машины и автобусы), Nippon Oil (нефть), Nikon (фототехника) и еще около 40 различных дочерних предприятий. Ежегодный оборот капитала всех отделений Мицубиси составляет десятую часть ВВП Японии. Много лет компания безоговорочно поддерживала политику японского правительства, таким образом превратившись в одну из самых влиятельных компаний страны. После капитуляции Японии в 1945 году холдинг был раздроблен на десятки мелких компаний. Сегодня они вновь стремятся к объединению.

 

Строительством капитализма в Японии занимались самураи.году американский командор Перри силой вынудил японцев подписать договор, по которому иностранные суда могли заходить в японские порты (ранее это было запрещено) и вести торговлю. Так произошло насильственное "открытие Японии". В этих условиях группа японских чиновников пришла к выводу, что страна должна побыстрее распроститься с феодальными порядками – иначе империя не сможет противостоять агрессии западных держав и станет своего рода полуколонией. Эта группировка в 1868 году привела к власти 15-летнего императора Муцухито. Переворот вошел в историю Японии под названием "революция Мейдзи". Фактически это была буржуазная революция, хотя и с "сильным японским акцентом". После переворота феодальные сословия были упразднены, а страна взяла курс на индустриализацию. Лишенные почти всех привилегий, самураи были вынуждены поступать на государственную службу или заниматься бизнесом.

 

Будущий основатель концерна Mitsubishi Ятаро Ивасаки родился в бедной самурайской семье в 1835 году. Подростком он устроился в судовладельческую торговую компанию, принадлежавшую другому самурайскому клану – Тоса. Молодой самурай зарекомендовал себя хорошим менеджером. В 1854 году он арендовал у своего работодателя три парохода и создал собственную фирму, назвав ее Tsukumo. Ивасаки сохранил самые теплые чувства к клану Тоса и даже использовал в эмблеме своей компании геральдику Тоса. Эмблема Tsukumo появилась в результате сложения двух самурайских гербов. На семейном гербе Ивасаки значились три ромба один над другим, а на гербе Тоса – дубовые листья. Ятаро Ивасаки при создании эмблемы взял дубовый лист в качестве основы композиции. Так появились три ромбика в форме трилистника. По замыслу основателя эмблема должна была символизировать три принципа компании: ответственность перед обществом, честность, а также открытость для международного сотрудничества.

 

Поначалу деятельность «Морской почтовой фирмы Митцубиси» была сконцентрирована в судостроительной и судоремонтной отраслях. Однако время распорядилось так, что к честной конкуренции и открытому международному сотрудничеству компания пришла не сразу. Что же касается ответственности перед обществом, то владельцы и менеджмент корпорации долгие годы интерпретировали этот принцип сообразно самурайской идеологии. В конце XIX века японское правительство энергично поддерживало молодые компании, которым предстояло стать основой экономики страны. Правда, на государственную поддержку могли рассчитывать лишь те компании, чья преданность правительству не вызывала сомнений. В 1874 году Ятаро продемонстрировал преданность императору, предоставив свои суда для отправки на Тайвань военного экспедиционного корпуса. Преданность правительству Японии дала возможность Ятаро получить от государства несколько судов по сниженным ценам. В этот момент его флотилия насчитывала уже 30 кораблей.

 

В 1875 году, чтобы подчеркнуть "почвенность" происхождения своей корпорации, Ятаро переименовал компанию в Mitsubishi Mail Steamship Company («Почтовая пароходная компания Mitsubishi»). Mitsubishi по-японски означает "три алмаза" – именно их символизируют ромбы на семейном клановом гербе Ивасаки). Так появился родоначальник всех современных компаний Mitsubishi. В интересах верноподданных корпораций правительство затеяло масштабную программу поддержки «реального сектора». Государство строило крупные и капиталоемкие предприятия (арсеналы, верфи, металлургические заводы), которые затем за бесценок сдавались в аренду или продавались наиболее перспективным торгово-промышленным компаниям.

 

В 1880 году в Японии был принят соответствующий закон, а вскоре началась продажа и сдача в аренду «образцовых предприятий» частным компаниям. Среди получателей оказались Mitsui, Mitsubishi, Kawasaki и другие ныне здравствующие корпорации. В 1884 году к Mitsubishi перешла самая большая судостроительная верфь в Нагасаки (в том же году с нее сошел первый в Японии стальной пароход), серебряные рудники Икуно и угольные шахты на острове Хоккайдо. Протекционистская политика государства помогла торгово-финансовым семейным компаниям превратиться в крупные промышленные концерны – дзайбацу. Mitsubishi вскоре стала одной из самых крупных корпораций, в сферу интересов которой входили очень многие отрасли – от нефтепереработки до легкой промышленности.

 

После смерти Ятаро в 1885 году руководство компанией перешло к его брату Яносуки, который в 1890 году за $1 млн купил у государства 35 га заброшенной земли неподалеку от императорского дворца. Тогда это приобретение у многих вызывало усмешку. Сегодня этот пустырь превратился в самый престижный деловой район Токио – Маруноучи, а стоимость купленной Яносуки земли сейчас составляет миллиарды долларов. В 1893 году пост президента компании перешел к сыну Ятаро – Хисайя. К этому времени в состав компании входили подразделения, занимавшиеся строительством судов, нефтедобычей, металлургией, производством двигателей внутреннего сгорания. Выпускник Пенсильванского университета Хисайя решил освоить новые рынки и открыл банковское подразделение, департаменты по торговле недвижимостью и страхованию, а также пивоваренный завод, которому обязана своим происхождением знаменитая сегодня марка пива Kirin. Хисайя реформировал и управление компанией, объединив все подразделения в единый холдинг Mitsubishi Ltd.

 

В конце XIX века в Японии господствовала агрессивная идея "подведения мира под крышу Японии". Следуя этой доктрине, Япония в 1894 году начала войны со своими соседями – Кореей и Китаем, а в 1904 году – с Россией. Цель этих войн состояла в захвате новых территорий и их колонизации. Строительство армии и флота было главной задачей японской администрации, и самурайские холдинги, в том числе и Mitsubishi, приняли самое деятельное участие в этом строительстве.

 
 

 

 
 
 
 

Четыре президента Ивасаки: (начиная слева) Ятаро (Yataro), Яносуке (Yanosuke), Хисайя (Hisaya), Койата (Koyata)

 
 

 

 
 

Стремление к созиданию и большая социальная ответственность семьи Ивасаки помогли утвердлить в компаниях Мицубиси унаследованный дух новаторства и ответственности перед обществом - ценности, которые являются первостепенными для нашей компании и сегодня. Первые два десятилетия истории Мицубиси в качестве автопроизводителя были посвящены стремлению создать новые разработки, внедрить новые технологии в зарождавшуюся тогда промышленность Японии.

В первой мировой войне Япония участвовала на стороне Антанты. Воспользовавшись тем, что европейские страны и США были заняты войной в Европе, Япония «под шумок» расширила колониальные владения в Китае и Корее и продолжила наращивать свой военный потенциал. Концерн Mitsubishi действовал вполне в духе времени и поскольку компания Mitsubishi была сторонником государства, она принимала активное участие в строительстве армии, производстве самолетов и военных судов. Для развития автомобильной отрасли - это время было не прибыльным, поскольку многие компании, выпускающие автомобили, собирали их вручную, но они получались слишком дорогими и не находили покупателей.

 

Mitsubishi решила исправить положение, организовав к 1917 году конвейерную сборку своей первой модели – Model A, которая производилась 4 года и была так высоко оценена обществом, что стала экспонатом Выставки промышленности Японии в 1922 г . "Модель-А" помогла утвердиться Мицубиси как одному из главных автопроизводителей Японии. Однако из-за низкого спроса на легковые авто, компания была вынуждена остановить производство Model A и приняться за изготовление более популярных грузовиков и автобусов. Плодотворная работа инженеров Мицубиши позволила уже к 30-м годам реализовать в промышленных масштабах такие новшества, как дизель с механизмом непосредственного впрыска топлива и полный привод для легковой машины (модель PX33).

 
 

 

 
 
 
 
Мodel-A
 
 

 

 
 

Все же такой неудачный шаг в легковом секторе, совершенно противоположно откликнулся в производстве коммерческого транспорта. И уже в 1918 году компания выпускается первый грузовик Т1, который успешно проходит 1000-километровый тест на надежность, подтвердив долговечность и надежность своей конструкции, а в 1923 году начинает выпускать тяжелые грузовики.

 

Новое десятилетие, 30-е годы, для Mitsubishi стали периодом больших достижений. Инновационные собственные разработки и их внедрение приносят компании славу и делают второй по величине в Японии. Так в 1931 году создан первый японский дизельный двигатель с непосредственным впрыском модели 450AD мощностью 70 л.с. В 1932 году выпущен первый автобус компании – B46. В 1934 году появился прототип полноприводного пассажирского автомобиля PX33, в 1935 году – дизельные автобусы BD46 и BD43 самые большые и мощные для того времени, явившиеся родоначальниками всемирно известных автоомобилей грузового отделения Fuso.Также был представлен форкамерный дизель SHT6, а в 1936 году – грузовик с дизельным двигателем TD45. В свою очередь дизельные двигатели постоянно совершенствуются и разрабатываются новые улучшенные их версии. В 1937 году началось экспериментальное производство грузовиков с полным приводом (4WD).

 
     
 
 
 
Автобус (B46)
 
     
 

В 1921 году Mitsubishi произвела первый истребитель морского базирования «Тип 10». А через несколько лет самолеты разных классов, выпущенные Mitsubishi, составили основу японской военной авиации. В 1930-е Mitsubishi стала вторым по величине дзайбацу после Mitsui. Третье и четвертое место заняли Yasuda и Sumitomo. В 1934 году в результате слияния авиастроительной и кораблестроительной ветвей появилась группа Mitsubishi Heavy Industry. Это подразделение стало главным подрядчиком японских вооруженных сил. Mitsubishi выпускала боевые корабли и самолеты, в том числе знаменитый "Зеро" – основной ударный самолет Японии во время второй мировой войны.

 

После начала японской агрессии в Юго-Восточной Азии дзайбацу получили бесконтрольный доступ к ресурсам оккупированных стран. В годы второй мировой войны в холдинг Mitsubishi входило около 200 компаний. Господство японцев на просторах Юго-Восточной Азии и Тихого океана длилось недолго. Началом конца стало нападение Японии на американскую базу Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года. Два года длилось противостояние двух держав, но в 1943 году успех начал сопутствовать американцам. Япония стала сдавать свои позиции в Азии. В августе 1945 года СССР объявил войну Японии, а жестокие американские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки довершили разгром Японии.

 
     
 
 
 
PX33
 
     
 

Без всяких сомнений все нововведения и разработки, сделанные Мицубиси в это время были внедрены в промышленное производство. Но, что более важно, стремление Мицубиси экспериментировать, искать и разрабатывать новые идеи, заложили хорошую основу знаний и технологий фирмы Мицубиси, которые хорошо ей послужили в последующие годы.